-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛИТЕРАТУРНАЯ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2012
Записей: 6912
Комментариев: 45427
Написано: 77578


Украинка. Черты к портрету.

Суббота, 08 Декабря 2012 г. 00:15 + в цитатник
Цитата сообщения Писанка
Чтобы понять характер украинки, надо, во-первых, обратиться к украинскому фольклору, а во-вторых - к народным обрядам, обычаям или ритуалам. Тем более, что это тот самый уникальный культурный слой, в котором можно найти не только свидетельство о земледелии, красоте природы и высоких чувствах, но и о благородных поступках, сильных женщинах, которые в состоянии навести лад не только в доме, но и в обществе.



КТО В ДОМЕ ГОЛОВА?


Вспомним слова "Веснянки":

Ой весна-красна попід лісом йшла,
Попід лісом ішла, фартушком трясла.
Фартушком трясла, всім тепло несла.
Малим діточкам - грати,
Зрослим дівонькам - ткати,
Зрослим парубкам - поле орати,
Старим бабуням  раду радити,
Старим дідулям плоти городити.

Оказывается, раньше именно старые и опытные женщины держали раду(совет), раду радили, а, значит, руководили жизнью общественности (громади), в то время, как мужчинам пожилого возраста оставалось ограждать огород (городити город), то есть плысть по течению! Итак, в отличие от патриархальных систем в других странах, где последнее слово всегда оставалось за мужчиной, в украинской семье это право всегда принадлежало самой старшей женшине.

Ещё большее удивление вызывает существование специального "женского праздника", который весьма своеобразно отмечался 24 февраля. В этот день женщины веселились в шинке. Это называлось "замачивать коров, чтобы были ласковыми". Учёные-культурологи допускают, что женщины выпивали, чтобы отстоять свою независимость а патриархальном мире. Возвращаясь домой немного опьяневшими, жёны били своих мужей (хотя бы и не очень сильно, только для поддержания традиции), чтобы они были нежными со своими жёнами. Доставалось и волам, чтобы те слушались своих хозяев.

В Украине (в отличие от России) не было стереотипа "пьющего мужа", который в состоянии алкогольного опьянения бьёт свою жену. Наоборот, украинский муж, возвращаясь домой из шинка, "опускал чуба", потому что знал, что за этого чуба его будет таскать жена, которая ждала " на воротях у червоних чоботях".

Сильными, красивыми и хулиганистыми были наши предки по материнской линии. Узнавая о них, мы лучше понимаем себя.

Ой пила, пила, чепця загубила,
Прийшла додому, ще й мужа била.
Ой била, била, вигнала з хати:
- Ой іди, мужу, чепця пошукати!

Уникальным по форме исполнения и символикой является обряд "волочіння колодки". Учредительницами колодок были женщины. Когда в селе рождался внебрачный ребёнок, женщины шли к отцу этого ребёнка, вытаскивали его из хаты, несмотря на сопротивление, клали ему на руки завёрнутую в пелёнку колодку   и вели через всё село к дому девушки-покрытки. Здесь ему к ноге привязывали ещё одну колодку, заставляли поклониться обесславленной девушке и поцеловать ребёнка. Мужчина не имел права снимать колодку до следующего дня, сделав перед этим хороший подарок ребёнку.

Обряд "волочіння колодки" был распространён по всей территории Украины аж до половины 19 века. Он не имел аналогов среди других народов. Наоборот, у многих народов, например, кавказских национальностей, девушка, которая родила вне брака, вызывала несмываемый позор не только на себя, но и на весь род. Её закидывали камнями, часто до смерти. А факт наказания отца внебрачного ребёнка объясняется именно главенствующей позицией украинских женщин.


ЗАМУЖ? ПОЙДУ, НО В ПОНЕДЕЛЬНИК У МЕНЯ ВЫХОДНОЙ!


Прежде, чем дать согласие на брак, девушка спрашивала у своего жениха: "Ты разрешаешь мне понедельничать?" Если жених не соглашался, у девушки было абсолютное право поднести ему гарбуза, то есть отказать, несмотря даже на родительское благословение. Если же жених соглашался, но дальше не выполнял своего обещания, у жены было право отменить брак (и такие факты известны). Отмечу, что такое поведение было немыслимым в то время для женщин России, Европы, не говоря уже о восточных странах.

Что значило такое соглашение? Раз в неделю, а именно в понедельник, молодая жена имела право уйти из дома на весь день, ни у кого не спрашивая разрешения. Домашние заботы в это время ложились на плечи мужа, так что понедельник для него был чуть ли не самым трудным днём. С тех пор и говорят:" Понедельник - день тяжёлый".

Этот обычай был очень необходим для молодых женщин. Он облегчал переход девушки в супружескую жизнь. По понедельникам молодые женщины собирались вместе, отдыхали, делились секретами, особенно в области интимной жизни, веселились. Здесь их не могли побеспокоить ни мужья, ни свекрови, потому что обрядовое право строго это запрещало.

Итак, обряды "дать гарбуза", "засылание сватов", "понедельничество" и право женщины расторгнуть брак демонстрируют равноправие между мужем и женой, что ещё раз подчёркивает высокий социальный статус женщины в украинском обществе.


СЕКСУАЛЬНОСТЬ - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕРТА УКРАИНКИ


Интересными были обряды собирания трав. Самыми лучшими травами считались те, которые собирались до восхода солнца, когда ещё не выпала роса. Женщины шли в отдалённые места, где " не не слышно пения петуха и и собачьего лая", раздевались догола, читали специальные молитвы и только после этого брались за работу. Листья и корень рвали не голыми руками, а через полотно. Перед тем как сорвать траву, проговаривали: "Стань на помощь нам". Самые лучшие травы собирали на праздники Симона и Зилота - 23 мая - и Ивана Купала.

В каждом украинском селе была копанка - своеобразный бассейн, который раз в год надо было чистить. Женщины назначали день. Чаще всего это происходило на Петра - 12 июля. С песнями приходили к копанке, разжигали огонь и, взявшись за руки, обходили вокруг него по ходу солнца. Одна из женщин вдруг выкрикивала: "Ух!" - и все бросались в воду, обливались и начинали чистить копанку. На помощь приходили мужчины, которые выполняли самую тяжёлую работу. Управившись с работой, женщины переодевались в сухую одежду. Переодевание сопровождалось ритуальной борьбой-игрой с мужчинами.


Этот обряд (игры с мужчинами в воде и в момент переодевания) касается темы женской сексуальности. Общеизвестно, что в патриархальной культуре любые проявления женской сексуальности строго придушивалась. Женщина служила только предметом  удовлетворения мужской прихоти. В этом обряде и особенно в следующем - "гнати шуліку" - женская сексуальность не только не придушивалась, но и активно презентировалась. Женщины тайно от мужчин собирались в саду за обрядовой трапезой. Потом они снимали с себя всю одежду и голыми бегали между деревьями, выкрикивая: "Га-га-га!" Это значило, что они гоняют "к Богу шулику, чтобы птица передала их просьбу продолжить срок интимной жизни.".


ПОЧЕМУ СВЕКРОВЬ ЛИХАЯ, А СОЛДАТКА НЕ БЕЗ ГЕХА?


Важным в украинской традиционной культуре есть образ бабушки, которая была не просто бабкой-повитухой, но и жрицей, которая вводила новорождённого в члены рода. Часто такая старшая, опытная женщина руководила ("бабила") всем селом. Она принимала новорождённого, заботилась о женщине после родов, давала ей необходимые советы. После рождения ребёнка бабка пеленала ребёнка: девочку - в мужские штаны, а мальчика - в женскую юбку (возможно, потому украинки имеют такой сильный характер.)

Она не назначала плату за свою работу, благодарные родители сами делали ей подарки. Обычаем было проведывать бабушку на праздник Богородицы и угощать её. Украинцы никогда не забывали своих бабушек - женщин, касание рук которых было первым ощущением в их жизни, и относились к ним с особенным уважением.

В отличие от матери и бабушки, образ свекрови, с её правом главенствовать в семье воплощает злую силу. Украинская девушка, выйдя замуж, переходила жить в дом мужа, где полноправной хозяйкой была свекровь. Ей подчинялись сыновья, а муж был типичным подкаблучником. Про отношения свекрови и невестки сложено множество песен, небылиц и пословиц. Например: "Свекровь - не родная кровь, змеёй на сердце ляжет, всю кровь высосет". Образ злой свекрови иллюстрирует интересный факт, что женщины пожилого возраста становятся контролёрами той дискриминационной политики, от которой сами же страдали в молодые годы.



Образ весёлой солдатки отличается яркой сексуальностью. Речь идёт о времени, когда в армии служили 25 лет, и если мужчина успевал жениться, то его жена становилось солдаткой на этот срок. Понятно, что она не могла выйти замуж снова, и её пустой дом становился своеобразным молодёжным клубом, а сама солдатка - его директором. Здесь молодёжь собиралась на вечерницы (вечерние посиделки) и досвитки (ночные посиделки, до восхода солнца). Во время игры, пения, несложной работы молодые люди лучше узнавали друг друга, тут же завязывались первые любовные романы.

Солдатка "регулировала" поведение молодёжи в один из самых сложных моментов - выбора будущего спутника жизни, следила за соблюдением норм общественной морали, но делала это в праздничной атмосфере, которую сама же и создавала. К ней обращались за советом не только девушки и юноши, но и их родители, потому что от солдатки много в чём зависело благополучие будущей семейной жизни. солдатка была поверенной девичьих тайн и юношеских надежд и пользовалась среди них большим авторитетом, потому что она, обычно, имела весёлый и лёгкий характер, чувство юмора, коммуникативные способности, яркое воображение. Следует отметить, что общественность смотрела сквозь пальцы на сексуальные приключение самой солдатки, если, конечно, она придерживалась правил пристойности, то есть если её романы не заканчивались рождением байстрюка.

Сексуальной активностью в украинской традиционной культуре наделены также женщины, связанные с непонятным и мистическим. Здесь мы переходим к ещё одному типовому образу украинки, у которой есть реальная власть и магическая сила, - образу ведьмы. Страсть к сильному полу делает её особенно опасной для мужчин, поскольку "кто раз её увидит, до смерти влюбится". Украинская ведьма - совсем не страшная и уродливая, это женщина с особенной женской привлекательностью. Украинцы никогда не чувствовали слепого ужаса к ней. Наоборот, часто в безвыходных ситуациях обращались к ней за помощью. В Украине чародейство воспринималось как обычное проявление неординарных способностей. При єтом женщині, наделені магическими способностями, могли использовать, как говорят, в меру своей распущенности - як на добро, так і на зло.


ЖЕНЩИНА - ОХРАННИК


Украинские девушки самостоятельно выбирали себе мужей. Известны случаи, когда девушка засылала сватов к парню, который ей нравился. Мужья свято верили в символический "круг - оберег", который держала женщина над мужем, любя его. Потому в украинском брачном контракте приветствовалась женская инициатива. Даже больше, возможность выполнять роль кормильца и защитника непосредственно зависила от наличия этого круга. Собственно, жена защищала мужа.

Сакральный женский образ, который тоже является центральным национальным символом украинского возрождения, - образ Берегини. Давний символ Берегини связан с образом женщины, которая оберегает, семью, род, народ. Её изображали с поднятыми вверх руками - символическим жестом охраны и благословения.

Козаки верили, что только материнское благословение сможет защитить их в кровавой сечи. Больше, чем потерять оружие, они боялись потерять ладанку, одетую заботливой материнской рукой.

Отношение к детям выражалась в одном слове - самоотдача. В одной из козацких баллад рассказывается о влюблённом козаке. Жестокая любимая требовала подарить ей сердце матери козака как доказательство его любви. Козак, обезумев от любви, убил свою мать, вырезал у неё сердце, но по дороге к любимой упал и материнское сердце спросило его "Ты не ушибся, сынок?"

Украинская женщина всегда воплощала не только уют домашнего очага, но и сохранение духовных ценностей. Всё, что оживляло дом, изготовлялось женскими руками и имело не только практическое, но и символическо-обереговое значение. На давних изображениях Берегини поднесённые вверх руки заканчиваются конскими головами или она сама изображается среди всадников, что подчёркивает не пассивную, а активную позицию женщины в украинском обществе. Берегиня символизировала охранную силу и защищала от опасности не только род, но и весь народ.

Как видим, даже в далёком прошлом положение украинской женщины отличалось от типичной практики сурового подчинения мужу. Даже больше, её отличала склонность главенствовать не толко в семье. Именно женщина как берегиня и учительница родного языка, традиций, культуры в целом очерчивает символические кордоны нации. То есть опора народа и ответственность за его социальное благополучие как не крути, а всё равно на нас с вами - красивые, мудрые, сильные и искренние женщины!

Рубрики:  Знания

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку