-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛИТЕРАТУРНАЯ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2012
Записей: 6912
Комментариев: 45427
Написано: 77577


Культурное наследие Российской Федерации: Великокняжеские дворцы. Часть 1

Пятница, 14 Сентября 2012 г. 15:48 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова



Дворец Великого князя Александра Михайловича

(наб. реки Мойки, 106)


Александр Михайлович (Сандро; 1 (13) апреля 1866, Тифлис — 26 февраля 1933, Рокебрюн, департамент Приморские Альпы, Франция) — российский государственный и военный деятель, Великий князь, четвёртый сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I
.
Второе название дворца - Дворец Великой княгини Ксении Александровны. Здание дворца было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894

Ксения Александровна и Александр Михайлович на балу,1894
Дворец Великой княгини Ксении Александровны (дочери императора Александра III, памятник которому стоит сейчас перед Мраморным дворцом, и датской принцессы Дагмары, нареченной в России Марией Фёдоровной.

Великая Княгиня Ксения Александровна, Великий Князь Александр Михайлович и их дочь, Ирина, будущая жена Феликса Юсупова, убийцы Распутина

Её родным братом был Николай II, последний царь России). Также этот дворец именуют иногда Дворцом великого князя Александра Михайловича (это внук Николая I). Можно называть и так, и так - здание было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894, так что это их общий дворец. Великий князь отвечал в Империи за торговое мореплавание

Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время первой мировой войны была Высочайшей покровительницей госпиталя для раненых, устроенного в одном из флигелей дворца.

Так дворец выглядел зимой 1914 года, за пол-года до Великой Войны.
Расположен дворец прямо напротив острова Новая Голландия, на набережной реки Мойки. Здание много раз перестраивалось. Первым владельцем участка на набережной Мойки стал в 1710-х годах контр-адмирал Иван Акимович Сенявин, служивший Петру I.

Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой. Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой, с роскошными ажурными воротами, украшенными вензелями с инициалами княгини - "КА"

В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту. Первый владелец участка контр-адмирал Иван Акимович Сенявин. Участок на Мойке он получил от государя Петра Алексеевича еще в 1710-х гг.

Мавританский кабинет. На полу настоящий китайский ковер — подарок Китайского Императора.
Фотография сделана зимой 1914
Затем усадьба на Мойке перешла сыну Ивану, также избравшему флотскую службу. В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту.

Бальный зал дворца; В открытую дверь видна оранжевая гостиная с бюстом Великого Князя Александра Михайловича. Фотография сделана зимой 1914 года
По аксонометрическому плану Сент-Илера-Соколова (1770-е гг.), помимо двухэтажных каменных палат с треугольным фронтоном и в ту пору еще одноэтажного набережного флигеля в семь окон по фасаду видны различные хозяйственные постройки и довольно обширный сад, отделенный от набережной Мойки деревянной решеткой.


Семья
В 1810-х гг. владелец усадьбы - купец Иван Фрост. Он выстроил позади главного корпуса, почти впритык к нему, но несколько левее, каменный флигель, так что оба здания почти соприкасались углами. При дальнейших перестройках они слились в одно.

Голландская комната; в перспективе — белая гостиная, далее столовая.
Фотография сделана зимой 1914 года
В 1828 г. И. И. Фрост продал свое домовладение инженер-генерал-майору ведомства путей сообщения Карлу Ивановичу Альбрехту.

К середине 1850-х гг. дом был продан светлейшей княгине М. В. Воронцовой, урожденной княжне Трубецкой.
В 1894 г. княгиня Воронцова продала особняк на Мойке удельному ведомству.


Оранжевая гостиная; через дверь видна белая гостиная.
Фотография сделана зимой 1914 года

На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели. Интерьеры особняка были заново отделаны по проекту инженера Н. И. де Рошефора. По его же рисунку изготовили и ограду с великолепными воротами. Интерьеры были оформлены в различных стилях. До наших дней внутренняя отделка почти не сохранилась.

Во дворце была также сооружена сводчатая домовая церковь преподобной. КСЕНИИ РИМЛЯНКИ и благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО в русском стиле XVI-XVII веков, расписанная старинными орнаментами, украшенная иконами в стиле Рублева и иконостасом из чеканной меди с эмалью.


1911
Во время Первой мировой войны в одном из флигелей дворца располагался госпиталь для раненых, устроенный здесь по инициативе Ксении Александровны, принимавшей активное участие в общественной жизни страны.

Парадная дворца сегодня.
Внизу — дворцовая передняя изнутри, за этим парадным входом, в 1914-году. Справа стоит казак Императрицы Марии Феодоровны.

Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.

Садовый балкон во дворце. Сидят на первом плане — паж Князь Императорской Крови Федор Александрович, моряк Кн. Имп. Крови Андрей Александрович, на заднем плане — Кн. Имп. Крови Ростислав Александрович.
Фотография сделана зимой 1914 года

1919 г. был создан Государственный институт физического образования (ГИФО) (преобразован из курсов П. Ф. Лесгафта). Переехал ГИФО им. П. Ф. Лесгафта (это имя ему было присвоено в 1924 г.) в здание на набережной Мойки 108 в 1924 г. Благодарность за фото: http://sergekot.com
ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА



Алексей Александрович (2 (14) января 1850, Санкт-Петербург — 1 (14) ноября 1908, Париж) — Великий князь, четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Член Государственного совета (с 1 января 1881), генерал-адмирал (15 мая 1883; последнее присвоение звания в Российской империи), адмирал (1 января 1888), генерал-адъютант (19 февраля 1880). Тезоименитство— 20 мая (перенесение мощей святителя Алексия Московского)
.
Построен в 1882-1885 гг. по проекту архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера

1889
Выбор места для строительства дворца в старом, традиционно морском районе Петербурга, вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей связан с тем, что вел.князь Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство и был главноначальствующим российского флота. Район был достаточно плотно застроен, но была необходимость создать обширное владение.

Сначала участок был сформирован из двух владений, принадлежавших генерал-майору К. И. Альбрехту и купцу Петрову. К 1845 г. на участке Петрова находилось одноэтажное каменное на высоких подвалах здание, а перед ним два служебных флигеля. В 1846-1848 гг. арх. Ефимов расширил существовавший жилой дом и превратил его в парадный особняк по заказу нового владельца церемониймейстера А. И. Сабурова.

Великий князь
Один из флигелей был снесен и заменен на новый, связанный с основным объемом здания. В 1849 г. акад. арх. Г. Боссе для того же владельца пристроил к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширил особняк пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах.

Между 1849-1875 гг. неизвестный арх. (возможно тот же Г. Боссе) перестроил мансардный этаж главного здания и декорировал его балюстрадой, украшенной бюстами. В 1875-1878 гг. по проекту инженер-капитана Чикалева для почетного гражданина Г. Малкиеля западный флигель и объем, соединяющий его с главным зданием был надстроен вторым этажом. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом.

В марте 1882 г. был приобретен первый участок, выходящий на Алексеевскую (ныне Писарева) ул. и имущество Г. Малкиеля на наб. Мойки и Английском проспекте. В том же году приобрели участок по Английскому пр. у Воронина, а в следующем году у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки. Еще два приращения путем обмена были включены во владения в 1884-1886 гг.

В 1883-1885 гг. акад. арх. М. Месмахер выполнил проект дворца. Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объемов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт. По объемно-пространственной композиции дворец состоит из четырех основных объемов, из которых центральный и западный двухэтажные. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трем остальным, связанным общей осью. Без изменения осталась композиция бюстов и балюстрад.

Портрет великого князя Алексея Александровича (1850–1908)
Фасад западного, т.н. кухонного, флигеля был оставлен в прежнем виде. Служебный флигель между набережной и восточным жилым флигелем был превращен в Собственный подъезд. Второй этаж был прорезан тремя полуциркульными окнами и акцентирован пилястрами. Четырехъярусная башня, поднятая над уровнем крыш, занимала главенствующее положение в композиции и была видна издалека. Она завершалась шатровым верхом с малым сферическим куполом.

У основания шатра располагались четыре мансардных выступа с волютообразными выкружками по бокам и в нижней и верхней части. Месмахер пышно украшает оба подъезда, делая более торжественным фасад, выходящий на набережную. Над Собственным подъездом располагались шесть бюстов, десять бюстов - на балюстрадах первого и второго этажей Главного подъезда.

М. Месмахер
По сторонам главного подъезда были установлены два тройных фонаря на чугунных столбах, выполненные по проекту М. Месмахера. Главный подъезд обработан рустом под «шубу», над дверным проемом - картуш с гербом великого князя. Дверь декорирована ионическими каннелированными полуколоннами и полуциркульным завершением с орнаментальной лепкой.

Вход в Собственный подъезд помещается в северо-восточной части северного фасада в срезанном углу здания. Парадная дверь декорирована тосканскими колоннами и замковым камнем в виде картуша. На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном. Фасад подъезда обработан рустованными полосами и двумя квадратными нишами с люкарнами, окаймленными лепкой и защищенными орнаментальными чугунными решетками

Вестибюль выделен двухъярусной башней с восьмигранным куполом, завершенным шпилем в виде ажурного кованого цветка. Углы второго яруса башни вогнуты на гранях. Стороны второго яруса башни имеют прямоугольные проемы, обрамленные рамочными пилястрами с цветком в центре. Проемы завершены профилированными лучковыми фронтонами с лепкой.

Решетка в виде пик, украшенная везелями князя - "АА"

Ограда является одним из важнейших художественных элементов ансамбля дворца. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной.

Над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде стилизованных расходящихся листьев аканта и спиралевидных волют Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари, по три на каждом столбе.

Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской ул. высокой каменной стеной. Собственный сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. Перед окнами кабинета располагался фонтан. Постройка дворца повлекла за собой прокладку новой ул., которая получила название Алексеевской (ныне Писарева).

Решение интерьеров Алексеевского дворца отличается логичностью, целесообразностью и взаимосвязанностью. Все личные комнаты обращены в сторону сада, отдаленного от улиц, что обеспечивало максимальный покой владельца. Гости могли попасть во дворец через два вестибюля - Парадный и Собственный. Месмахер сохранил прежний Парадный вестибюль, выполненный по проекту Боссе, его членения и существующую мраморную лестницу.

Вестибюль Парадного подъезда украшали мраморные скульптуры муз Урании и Эрато, расположенные в нишах. Прямо напротив вестибюля находилась Приемная, справа от нее три парадных помещения: Зала, Красная гостиная и Большая столовая. Столовая была связана с западным флигелем, в котором находились Сервизная и Буфетная. Слева от вестибюля была устроена Знаменная, место для хранения флотских знамен. К ней примыкала Библиотека. Здесь шел коридор, который соединял Кабинет и личные комнаты.

Стены вестибюля Собственного подъезда обработаны рустованными пилястрами, над которыми находится сложный карниз с фигурными кронштейнами. В нише помещен мраморный камин с фигурками путти и головой сатира. В восточном флигеле, где располагался Собственный подъезд, Месмахер поместил три парадных помещения для торжественных приемов: Английский зал, Китайскую и Фламандскую гостиные.


Английский зал - одно из самых больших помещений дворца, напоминает старинный рыцарский зал. Важным элементом отделки является лепной декор потолка по мотивам английских лепных плафонов XVI-XVII вв. Камин является главным акцептом в композиции зала. Двери зала пышно украшены резьбой. По периметру зала шла дубовая филенчатая панель, верхняя часть стены была декорирована дубовым карнизом-полкой с парными кронштейнами, которая предназначалась для посуды.

Китайская гостиная выполнена в стиле позднего «шинаузери» (фр. «китайский») Она декорирована резными панно и деталями, характерными для дальневосточного стиля XIX в. Стены наполовину от плинтуса, а также двери и оконные проеиы, рамы зеркал были облицованы темным лакированным палисандром. Вторая половина стен была обтянута декоративной тканью. Росписи потолка и стен выполнены декоратором С. И. Садиковым. Месмахер выполнил проект декоративной ткани для украшения стен с изображениями драконов.

Фламандская гостиная была оформлена с применением гобеленов, выполненных во фламандской манере, одноярусного камина с топочным отверстием, росписью перекрытий, использованием в отделке «фламской резьбы» - сложного орнамента из кружевной резьбы, разорванных картушей, переплетений виноградной лозы, листьев, плодов, цветов и лент по краям.

Танцевальный зал расположен в центре западного флигеля и выполнен во «вкусе Помпадур» - основанном на подражании и художественной переработке форм искусства Франции времен Людовика XV. В центре -большой живописный плафон «Амур и Психея», на четырех малых плафонах - фигурки играющих амуров «во вкусе Буше». Наборный паркет повторяет абрис плафона. В отделку стен были обильно включены зеркала.

Среди самых интересных помещений жилой части дворца - Кабинет великого князя. Одна его часть чере здубовую арку связана с Приемной, другая через тройную дубовую арку имеет выход к Библиотеке. Стены Кабинета на треть облицованы профилированными дубовыми панелями, выше они обтянуты тисненой кожей с золоченым узором. Кессонированный потолок также облицован дубом двери украшены картушами и резными наличниками. Двухъярусный камин из серого песчаника декорирован вензелем князя. Приемная оформлена в том же стиле и материале.

Алексей Александрович скончался в 1909 г., наследниками были объявлены братья великого князя Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла жене Марии Павловне и детям.

Часть территории Собственного сада, где находились оранжереи и дом садовника, была продана в июне 1910 г. владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману. Летом 1911 г. был продан еще один участок владения, выходящий на Английский пр., его приобрел один из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальс; на участке был построен особняк.

Дом_музыки
С 1 апреля 1911 г. дворец был передан в аренду на 18 месяцев Императорскому германскому посольству. Посольство занимало его до ноября 1912 г. и «за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное здание посольства» на Исаакиевской пл. В марте 1914 г. в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, т.к. Мария Павловна была президентом Академии Художеств.

4 ноября 1914 г. дворянин Константин Клавдиевич Решко, проживающий в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение «Лопатичи».

После октября 1917 г. дворец был национализирован. С 1919 по 1941 г. находился в ведении различных учреждений. Во время ВОВ здание использовалось под склад. В послевоенные годы в нем разместили Дом пионеров. С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Алексеевский дворец включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527).
По материалам: Малинина Т. А., СуздалеваТ. Э. Дворец великого князя Алексея Александровича. Спб.: ООО «Алмаз», 1997)
Дворец Великого князя Андрея Владимировича (Английская наб., 28)




Его Императорское Высочество Андрей Владимирович (Андрей Владимирович Романов; 2 мая 1879, Царское Село близ Санкт-Петербурга — 30 октября 1956, Париж) — великий князь, четвёртый сын великого князя Владимира Александровича и Марии Павловны, внук Александра II
.
В 1720-х годах этот участок на Английской набережной принадлежал майору Ивану Полянскому. В конце 1730-х годов имеющийся здесь каменный двухэтажный дом типового проекта "для именитых" принадлежал его сыну Александру. Он был женат на родной сестре Екатерины Романовны Дашковой графине Елизавете Романовне.

У супругов Полянских было двое детей: Анна и Александр. Александр Александрович Полянский со своей супругой в июле 1803 года принимали здесь сестёр Марту и Катрин Вильмонт. В одном из писем Марта так описала этот дом:
"В субботу я была представлена госпоже Полянской; её муж - племянник Дашковой. Живут они в огромном, как дворец, доме, и помимо ливрейного у них несколько десятков лакеев, попадающихся на каждом шагу. Чтобы избавить господ от труда отворять и затворять двери, возле каждой комнаты сидит слуга... Госпожа Полянская приняла меня исключительно любезно и показала мои апартаменты, состоящие из очень элегантной гардеробной, меблированной диванами и стульями, обитыми красной кожей etc; тут имеется фортепьяно, арфа, большое зеркало и с приставным столиком, установленным "для красоты", великолепными чашками и блюдцами из китайского фарфора, изящными часами a la francaise, статуи на пьедесталах, вазы etc; есть икона, или бог, которому могу помолиться, если пожелаю. <...> Хозяйка повела меня через анфиладу огромных, просторных комнат, числом не менее десяти, и мы очутились в её гардеробной, которая похожа на мою" [Цит. по: 1, с. 121].


У Александра Александровича и его супруги Елизаветы не было детей. В 1818 году дом отошёл их дальним родственникам Всеволожским. Здесь поселился Никита Всеволодович Всеволожский - чиновник коллегии иностранных дел, близкий друг А. С. Пушкина. От отца он унаследовал огромное состояние. Но ведя чрезвычайно расточительный образ жизни оказался в больших долгах. В 1854 году дом на Английской набережной был продан на аукционе за долги. Никита Всеволодович писал, что дом был продан за бесценок:
"...за 47 000 рублей, тогда как Попечительством он был оценён в 1,5 раза больше. <...> Несколько лет тому назад мне предлагали за него 120 000 серебром <...> такая беспримерно низкая цена за каменный дом на пространствах почти в 600 кв. саж. и на первом в С.-Петербурге месте..." [Цит. по: 1, с. 124]

Особняк Всеволожских купил Павел Григорьевич фон Дервиз - дворянин, строитель железных дорог, владелец огромного состояния. Вместе с этим домом в 1883 году им на Английской набережной был приобретён и дом №34.

Английская наб., д. 28. Дворец великого князя Андрея Владимировича. Библиотека. Фото ателье Буллы. 1913 г. (из архива ЦГАКФФД)

После его смерти дом №34 получил по наследству старший сын Сергей. В конце 1880-х вдова Павла Григорьевича Вера Николаевна отписала дом №28 на сына Павла и решила его перестроить. Для этого был приглашён архитектор Александр Фёдорович Красовский. К тому времени он уже много построил для фон Дервизов.

Именно тогда дом фон Дервизов получил флорентийский фасад. Парадные помещения второго этажа зодчий распланировал вокруг парадного двора. На Неву вышла самая эффектная анфилада из Золотой гостиной, Белого и Танцевального зала. Здесь же Красовским была создана Мавританская гостиная, библиотека в стиле английской готики. Среди жилых покоев на бельэтаже особо выделяется библиотека в стиле английской готики.

Английская наб., д. 28. Дворец великого князя Андрея Владимировича. Верхняя часть парадной лестницы. Фото ателье Буллы. 1913 г. (из архива ЦГАКФФД)

Императорская семья
Парадная лестница особняка фон Дервизов освещается большим витражным окном, расположенным над камином. Этот камин всегда имел только декоративное значение. Плафон Танцевального зала выполнен по эскизу А. В. Трескина в 1959 году. Ранее на его месте находилась работа художника Константина Егоровича Маковского. Библиотека в этом доме схожа с библиотекой в Зимнем дворце. Красовский работал над ними примерно в одно и тоже время.

В марте 1902 года в доме фон Дервизов проходила выставка художественных произведений и миниатюр, организованная императрицей Александрой Фёдоровной. Позже выставка переехала в Зимний дворец.

В 1903 году новым владельцем особняка стал сын великого князя Владимира Александровича Андрей. Князь Андрей Владимирович позже стал известен в том числе благодаря женитьбе на знаменитой балерине Матильде Кшесинской. Судя по всему, он не жил в этом доме, а располагался в полковой квартире. Но здесь собирались члены царской фамилии. Одну из таких встреч описала жена великого князя Павла Александровича княгиня Палей:
"Семейный совет состоялся у князя Андрея в его дворце на Английской набережной. Там было решено, что князь Павел, как старейший в роде и любимец их Величеств, должен взять на себя тяжёлую обязанность говорить от имени всех. Князь был явно озабочен. Он совершенно ясно отдавал себе отчёт в том, насколько трудна и неблагодарна возложенная на него задача и как мало шансов у него на успех. Тем не менее, как только императорская фамилия прибыла в Царское Село, он попросил аудиенции и был принят в тот же день за чаем..."
Речь на семейном совете шла о предложении Николаю II даровать народу конституцию.

Золотой зал регистрации
В 1918 году дворец Андрея Владимировича национализировали. Здесь работали различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны во дворце работал детский приёмник. Часть помещений занимал госпиталь. После войны здесь работала проектная организация и несколько других учреждений.

1 ноября 1959 года решением исполкома Ленсовета в особняке был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания. Эту функцию он выполняет и сегодня. Перед открытием дворца в нём была проведена масштабная реставрация.

Дворец Великого князя Владимира Александровича — «Дом учёных»


Портрет великого князя Владимира Александровича (Зарянко С. К., 1867).
Великий князь Владимир Александрович (10 (22) апреля 1847, Санкт-Петербург — 4 (17) февраля 1909, Санкт-Петербург) — 3-й сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; сенатор, член Государственного совета (с 16 апреля 1872 года); генерал-адъютант, генерал от инфантерии (30 ноября 1880), младший брат Александра III
.
Среди парадных зданий Дворцовой набережной выделяется дворец, напоминающий флорентийские ренессансные палаццо. Это монументальное здание было сооружено для третьего сына Александра II великого князя Владимира Александровича.

Мария Павловна и Владимир Александрович
В 1867 году, когда началось строительство дворца, великому князю было 20 лет. За свою долгую жизнь он получил множество титулов и званий, среди которых был и пост президента Академии художеств.


Изразцовая печь дворца
Однако в истории великий князь Владимир Александрович запомнился прежде всего как главный организатор расстрела мирной демонстрации рабочих 9 января 1905 года (так называемое "Кровавое воскресенье"). Великий князь был тогда главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа.

После этого события партия эсеров несколько раз устраивала на него покушения, но каждый раз терпела неудачу. Великий князь Владимир Александрович умер своей смертью в 1909 году и был похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.


Золотые перила дворца
Автором проекта дворца великого князя Владимира Александровича был архитектор А. Резанов, известный к тому времени как один из создателей Храма Христа Спасителя в Москве. Резанов использовал фундаменты и частично стены прежних построек. Говоря об этой стройке, архитектор В. Шретер заметил, что "дешевле, прочнее и честнее, можно смело утверждать, редко строили в России".

Великий князь Владимир Александрович
Дворец был достроен в 1872 году, а его открытие было приурочено к торжественному событию - бракосочетанию великого князя Владимира Александровича с герцогиней Мекленбург-Шверинской в 1874 году.

Владимир Александрович с семьёй

Мария Павловна Мекленбург-Шверинская

Гарнитур Владимира

Фонарь входной группы дворца
Дворец построен в духе популярного тогда архитектурного направления - эклектики. Главный фасад дворца, обращенный к Неве, отличается строгой, торжественной красотой. Его цокольный этаж облицован гранитными рустами - крупными камнями с нарочито грубо сколотой поверхностью.

Белый зал


Элемент декора подъезда
Верхние этажи покрыты штукатуркой под рустованный камень. Арочные венецианские окна подчеркивают сходство дворца с итальянскими палаццо, а отсутствие украшений на фасаде придает всему зданию монументальное величие. Арочный подъезд-портик, выдвинутый на всю ширину улицы, облицован бременским песчаником.
Четырехэтажный корпус дворца великого князя Владимира Александровича, выходящий на Миллионную улицу, назывался "гофмейстерским". С главным зданием его соединяли боковые флигеля, которые связывал друг с другом поперечный дворовый корпус.

фрагмент двери

Купол персидских покоев

Окно персидских покоев

В 1880-1890-е годы по проекту архитектора М. Месмахера во дворце была создана великолепная парадная лестница. Что касается дворцовых помещений, то они отличались разнообразием и пышностью интерьеров. Здесь были представлены самые разные стили - ренессанс, рококо, русский стиль.

Бюст Владимира в дворце

Фарфор,оставшийся с времени Владимира
Во дворце хранилось множество картин, статуй, произведений декоративно-прикладного искусства, а также богатая коллекция оружия.

Дворцовая библиотека

Во дворце великого князя часто устраивали балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера. До самого 1917 года этот дворец был одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга. Его называли даже "Малый императорский двор".

После Октябрьской революции, в 1920 году во дворце разместился Петроградский Дом ученых.

Историческая справка

1847-1909 гг. - годы жизни великого князя Владимира Александровича.
1867-1872 гг. - строительство дворца по проекту А. Резанова.
1880-1890 гг. - построена парадная лестница по проекту М. Месмахера.
1920 г. - во дворце размещается Петроградский Дом ученых.

Легенды и мифы

Когда в 1920 году был создан Дом ученых, в нем какое-то время работал завхозом Адольф Родэ - бывший управляющий Крестовского сада и бывший владелец кафешантана "Вилла Родэ". По словам современников, Родэ часто оказывал помощь голодавшим ученым Петрограда, и многие представители академической элиты тех лет с благодарностью называли Дом ученых "РОДЭвспомогательным домом"
Русский стиль и искусство.
Рубрики:  Знания

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку